Щербань Инесса Антоновна Клинический (медицинский) психолог, нейропсихолог, кризисный психолог, преподаватель педагогики и психологии

Дистанционное обучение. Недостатки и преимущества

Мой блог / Просмотр публикации

Дистанционное обучение. Недостатки и преимущества

( интервью для ТРК "Алмазный край")

 

Корреспондент: Сейчас, в постковидный период, школьный процесс организован так, что учителя совмещают очную форму обучения с онлайн- форматом. С одной стороны, детям должно быть комфортно, ведь они, обучаясь онлайн, находясь дома, в  привычной стихии.  Поговорим об этом с заместителем директора Центра психолого-медико-социального сопровождения «Доверие», клиническим психологом, нейропсихологом Инессой Щербань.

Инесса Антоновна, расскажите почему возникают проблемы? Как им помочь самоорганизоваться?

-   Давайте честно и беспристрастно оценим ситуацию. Обучатся детям все же привычнее в школе, именно там, специально организованная,  наиболее подходящая для обучения среда. А домашняя обстановка более привычна для отдыха, игры и общения с семьёй. Мы должны признать, что непривычное для них дистанционное обучение (ДО), ставит ребёнка перед необходимостью адаптации к новым условиям, часто  перенапрягая адаптационные механизмы, а то и срывая их.  Безусловно, это может ослаблять психику ребёнка, влиять на состояние его соматического здоровья (например, зрения, опорно- двигательного аппарата вследствие долгого сиденья перед экраном, гиподинамии). Кроме того страдает социальный и эмоциональный интеллект. Из жизни ребёнка выпадает множество важных, необходимых и привычных для нормального развития вещей.

Но, с другой стороны, эпидемия – это реальность  и дистанционное обучение- объективная необходимость. К сожалению,  мы не можем с этим не считаться. Остаётся надеяться, это положение временное и чем быстрее это закончится и придёт, наконец, к норме,  меньше будет издержек и потерь. Очень надеюсь, что это не затянется, так как «цифровое образование», по известному выражению, это то же самое, что азбукой Морзе отстучать «Войну и мир».

Чтобы оценить, как чувствуют себя дети в условиях дистанционного обучения, дистанционное обучение  следует рассматривать в контексте настоящей  социально- психологической , экономической и политической ситуации. Эта кризисность серьёзно отражается на семье, внутри которой живёт ребёнок. Уверена, именно под таким углом зрения следует оценивать ситуацию.

Понятно, что ДО требует от детей большей самостоятельности,  т.е. компонент самообразования возрастает. А самообразованию детей надо учить. Это сложный навык. А между тем, современное образование, к которому дети привыкли, построено на репродуктивном принципе («послушал- запомнил- воспроизвел»). Учиться самостоятельно без специальных навыков и качеств невозможно. В наше время, когда интернета не было, чтобы добыть нужную информацию, приходилось переворачивать груды печатного материала. И из всего этого массива шлаковой информации мы должны были выбирать  золотые песчинки нужной информации. А главное, весь этот процесс сопровождала напряжённая умственная работа. А сейчас? Пара кликов мышкой и на экране множество вариантов  готового, логически выстроенного материала. Просто бери. Даже писать не надо, достаточно скопировать и вставить.  Поэтому большинству детей так трудно. Но это, конечно, не единственная причина.

Учение - это сложная познавательная аналитико- синтетическая деятельность, которая осуществляется при взаимодействии различных мозговых структур. 

Необходимо принимать во внимание, что мозг достигает морфологической зрелости в целом лишь к 18—20 годам.

А между тем, рассудительность, хороший самоконтроль, способности адекватно оценивать риски или строить долговременные планы, эффективно планировать текущую деятельность– все это обеспечивается работой префронтальной коры лобных долей мозга, и пока она не достаточно развилась, все перечисленные процессы у ребёнка будут несовершенными.

Нейропсихологические исследования показывают, что несформированность тех или иных ВПФ может быть связана либо с задержкой созревания определённых зон мозга, либо с недоразвитием межанализаторных связей.  Созревание же лобных систем мозга приходится на позднейший этап онтогенеза, начинаясь в 10-12 лет и продолжаясь до конца пубертата. На деле он  начинается существенно раньше –в 7-8 лет, но он присутствует лишь в зачаточном состоянии и не достаточен для самостоятельности в обучении. 

Строго говоря,  наиболее сложные формы организации поведения и психических процессов, требующие высокого уровня развития произвольного контроля деятельности,  формируются в 10-12 л, т.е.  мало доступен  детям младшего школьного возраста (7-10 лет).  Этим, в большой мере, и объясняется трудности ДО.    Ну, разве что, если с каждым младшим школьником рядом посадить маму или папу, что-то может получиться.

В этом случае родители, вместо учителя, возьмут на себя функцию внешнего контроля.

Ведь как это происходит в классе: учитель видит опытным глазом, что ребёнок отвлёкся, потерял сосредоточенность. Учителю достаточно постучать по столу карандашиком – привлекая внимание ребёнка, или окликнуть, положить руку на плечо и т.д. И , глядишь, ребёнок вновь собрался, сосредоточился. Это внешний контроль за ребёнком, у которого функции самоконтроля ещё по возрасту,  или  по задержке, функционально не зрелые.

Это то, что касается здоровых, хорошо развивающихся, детей. Но мы наблюдаем ,что процентов до 10-15 % детей в популяции имеют  синдром функциональной несформированности лобных отделов мозга. Такие дети есть в каждом классе. Ребёнок с таким нарушением легко отвлекается, не может сосредоточиться, быстро устаёт от занятий, его трудно надолго заинтересовать чем-либо. Он вял и равнодушен практически ко всему, особенно, если это связано с выполнением школьных заданий. Он и в повседневной жизни не проявляет выраженного интереса к какой-либо деятельности. Такого ребёнка не волнуют ни поощрения, ни наказания, особенно в старшем возрасте.  Учебная программа усваивается им с трудом, а подчас с отвращением, т.к. она всегда сопряжена с соблюдением правил, а это практически недоступно таким детям

Таким образом, мы видим, что определённая часть детей будет гарантированно не успешна в дистанционном обучении. Это все выразится в усиливающейся педагогической запущенности.

 

Корреспондент: Как избежать стресса всем: и родителям и детям? Как избавиться от тревоги? 

-  Важно, чтобы ребёнок был уверен, что родитель на его стороне, что он в любое время может попросить о помощи, и  найдёт её в самой доброжелательной и позитивной форме. Важно, не тревожиться самим, и помнить, что ваша тревога передаётся ребёнку,  увеличивая его тревогу. К тому же, состояние  тревоги, страха угнетает интеллектуальную деятельность ребенка, да и иммунитет резко снижает. Только спокойный ребёнок может быть сосредоточенным и смышлёным.

Родителям  важно  контролировать  учебный  процесс. Терпеливо, спокойно, не авторитарно,  не усугубляя стресс.   Надо контролировать выполнение  заданий  ребёнком, следить за исправностью  и настроенностью технических средств. Надо оказывать посильную помощь ребёнку в изучении нового материала, в выполнении домашнего задания.

Корреспондент: Как должно быть организовано рабочее время и место ребенка, чтобы онлайн уроки были продуктивными?  -  Что может отвлекать ребенка?

- Здесь все просто. Достаточно убрать  все лишнее из поля зрения ребенка, обеспечьте тишину и бесперебойную работу технического оборудования. И еще, правильно организуйте перемены, с обязательной сменой деятельности, лучше активно подвигаться. Не допускайте, чтобы во время перемены ребенок вновь схватился за телефон.

Корреспондент:  Дайте практические советы, как  настроить ребенка на рабочий лад? 

-  Вот несколько нейропсихологических упражнении,  называемых «гимнастикой  мозга».

Они  способствуют концентрации внимания, подготавливает ученика к восприятию информации на уроке, снижают  умственную усталость и помогает сосредоточиться на запоминании нового материала.

  1. «Задержите дыхание».Предложите ученикам сделать глубокий вдох и задержать дыхание так долго, как они только смогут. Можно ввести элемент соревнования среди учеников в классе.
  2. «Кнопки мозга».Указательным и средним пальцами одной руки массировать точки над верхней губой (середина носогубной складки) и посередине под нижней губой. Другая рука в это время лежит на пупке. Одновременно с этим, взгляд нужно переводить в разных направлениях: влево- вверх, вправо- вниз и т.д.
  3. «Слон».При его выполнении ухо надо прижать к плечу так, чтобы между ними можно было зажать лист бумаги. Затем одна рука вытягивается и изображает хобот. Глаза должны следить за движениями кончиков пальцев, а рука рисовать горизонтальную восьмёрку, начиная от центра зрительного поля вверх против часовой стрелки. Упражнение выполняется по 5 раз левой и правой рукой.
  4. Кинезиологическое  упражнение «Лезгинка».  Оно направлено на снятие мышечного напряжения рук, улучшения внимания и самоконтроля, активизации межполушарного взаимодействия.Сложите левую руку в кулак, большой палец отведите в строну, разверните руку пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно поменяйте положение правой и левой рук . Необходимо добиваться высокой скорости выполнения.

И еще пара упражнений, которые помогут нашему мозгу работать активнее, активизирует кровоснабжение головного мозга и согласованную работу его полушарий

  • «Горячие ладошки».Потереть ладонь о ладонь, так чтобы ладони стали горячими. Теперь, не прикасаясь к лицу, имитировать умывание лица. Сделайте не менее 5 раз.
  • «Думательный колпак».Эффект от этого упражнения мгновенный и выраженный. Нужно помассировать уши: мочки, всю ушную раковину до легкой красноты. В конце растереть уши ладонями.

Этот комплекс упражнений может применять как педагог в начале урока, так и родители дома вместе с детьми. Для поддержания положительного эффекта от этих упражнений на уроке учителю важно постоянно укреплять веру учащихся в свои силы, воспитывать адекватное критическое отношение школьников  к своей работе.

Корреспондент: Сколько должны длиться дистанционные уроки? Сколько минут школьники способны усваивать материал, через какой промежуток устраивать перемены?

- Продолжительность урока с непрерывным использованием компьютера с

жидкокристаллическим монитором, согласно нормам СанПин, должна составлять:

  • для 1-2-х классов - не более 20 минут,
  • для 3-4 классов - не более 25 минут,
  • для 5-10 классов - не более 30 минут.

Продолжительность перемен между уроками должна составлять не менее 20 минут, продолжительность большой перемены (после 2-го или 3-го уроков) - 30 минут. Эти требования наиболее оптимальные и разработаны с учётом психофизиологии ребёнка.

Вообще говоря, дистанционное обучение - это такое присутствие без присутствия. Это интересный феномен, имеющий свои тонкости, который ещё будут изучать и оптимизировать.