Щербань Инесса Антоновна Клинический (медицинский) психолог, нейропсихолог, кризисный психолог, преподаватель педагогики и психологии

Как помочь первокласснику преодолеть неизбежные трудности

Мой блог / Просмотр публикации

В добрый путь!

Как помочь первокласснику преодолеть неизбежные трудности

(статья для общественно- политической газеты "Мирнинский рабочий")

Инесса Щербань,

клинический  (медицинский) психолог,

 нейропсихолог, кризисный психолог

Когда мы встречаем на улицах города маленьких людей  с тяжёлыми ранцами за спиной, спешащих в школу, в каждом родительском сердце поднимается чувство острой нежности и сочувствия. В большом взрослом, неприветливом мире они кажутся особенно хрупкими, уязвимыми и одинокими.

Первого сентября они доверчиво уходят за своим первым учителем в неизведанный мир, удаляясь от взволнованных родителей.  Мама и папа, провожая их тревожным взглядом, горячо желают, чтобы этот новый мир стал для них ласковым и чудесным. Однако,  каждый из нас имеет школьный опыт, часто не вполне добрый.  И оттого родительское сердце терзает тревога: «Что ждёт тебя там, мой малыш?!».

И действительно, что? Попытаемся отделить рациональные родительские страхи и переживания, от нерациональных,  надуманных, предвзятых.

Адаптация (приспособление) первоклассника может длиться от полумесяца до полугода.

Легче всех прочих адаптируются дети,  хорошо подготовленные к школе. Какого ребенка можно считать готовым  обучению в школе?

Готовность к школе складывается из трех основных компонентов:

  • Физиологический       –  физическое  созревание  организма,  его   устойчивость  к  нагрузкам,   новому режиму.
  • Педагогический –  совокупность знаний, умений и навыков, которыми владеет ребенок.
  • Психологический – комплекс особенностей развития и формирования личности ребенка

Для нас особенно интересен психологический компонент готовности, именно он является  базой, на которой будут  формироваться знания,  умения  и  навыки,  которая  позволит предотвратить  дезадаптацию ребенка  к  школе.  Он включает:

  • Зрелость психических процессов (достаточный  уровень развития восприятия,       мышления, внимания, памяти, речи и др.)
  • Эмоциональная   готовность   (развитое желание   познавать   новое,       эмоциональная устойчивость, умение контролировать импульсивность).
  • Достаточный уровень способности к волевой регуляции поведения (умение подчиняться правилам, требованиям).
  • Развитость   навыков   общения   (умение  строить новые взаимоотношения в коллективе, уступать и отстаивать свои интересы).

Оцените готовность своего ребенка по перечисленным показателям. Если развитие вашего  малыша перед поступлением в школу соответствует перечисленным критериям, можно с высокой степенью вероятности ожидать, что выраженных трудностей он не встретит. А значит, для беспокойства нет серьезных оснований. К тому же часто  успешной  адаптации  мешает  высокая тревога  родителей. Стоит  помнить, у тревожных родителей тревожные дети. Ваше спокойствие, ваша уверенность станут для ребенка прочной опорой, надежным щитом.

Если родителям трудно самостоятельно определить  общую школьную  готовность ребенка, стоит  пройти комплексное обследование у психолога и врача. Более того, даже если родители уверены в том, что ребенок достаточно созрел для обучения, все равно такое обследование целесообразно. Профессиональному взгляду могут открыться более тонкие, скрытые  признаки неблагополучия. Своевременное обращение к специалисту поможет предотвратить возможные осложнения. Предстоящий школьный период настолько важен, ответственен и труден, что для успешного его прохождения необходимо очень вдумчиво, целенаправленно и настойчиво готовить ребенка к школе.

Современные ученые утверждают, что нагрузки на школьника в 1 классе, сравнимы с нагрузками космонавта, работающего на орбите. Так вот, как космонавта его и надо готовить. Мелочей здесь нет.

В   6-7  лет  в норме  формируются       мозговые    механизмы, которые  позволяют ребенку успешно справляться со школьной программой. Однако, по моим наблюдениям, дети,  выросшие в северных районах, созревают к школе чуть медленнее, но  к 7 годам, в целом, сравниваются со своими «южными» сверстниками.

Кроме того, если школьник  шести лет еще и плохо подготовлен, то  обучение  может накладывать на него трудно преодолимые нагрузки,  которые,  по мнению специалистов,   могут  разрушительно повлиять   на его здоровье.

К чему первокласснику предстоит адаптироваться? К тому, что, в отличие  от детского сада, они теперь не самые старшие, а наоборот, самые младшие. К тому, что основным видом деятельности отныне будет не игра, а обучение. Придется привыкнуть к многим новым людям, к новому, строгому, четкому распорядку и дисциплине, к новым   правилам и требованиям. А это очень непросто.

Итак,  ребенок,  имеющий высокий уровень готовности к школе, физически здоров, вынослив, учится с желанием, быстро и легко усваивает программный материал, может решать сложные задания, действовать самостоятельно, ответственно относится к поручениям учителя, умеет дружить. Такие дети быстро привыкают к школе, период их адаптации составляет от полумесяца до полутора месяцев.

Дети  со средним уровнем готовности, так же в целом неплохо справляются, но к школе привыкают дольше - 2-3 месяца. При этом дети довольно часто испытывают отрицательные переживания  от посещения школы, усталость сниженное настроение.

Под ударом оказываются недостаточно подготовленные к школе дети. Дети с низким уровнем готовности составляют «группу риска» для развития дезадаптации. Такие первоклассники трудно привыкают к школе, относится к ней отрицательно,  слабо усваивают учебный материал, имеют слабый познавательный интерес, часто нарушают дисциплину, испытывают коммуникативные трудности. Кроме того, такие дети утомляемы, пассивны, капризны, либо сверхподвижны, возбудимы, импульсивны.             В таком случае не стоит ожидать, что ребенок справится самостоятельно. Родители и специалисты должны объединиться для помощи школьнику.

Мама и папа для малыша - самые могущественные люди, рядом с которыми  ребенок пройдет этот сложный путь успешно. Вот лишь несколько напутствий в дорогу от заинтересованного в вас человека:

  • Помните, с начала обучения в школе, ребенок, оставаясь маленьким ребенком, начинает работать практически полный рабочий день! Он еще не зрелый, еще слабый, но должен трудиться, почти  как взрослый. Это нельзя игнорировать, нельзя не уважать.
  • Имейте терпение, ребенок пришел в школу учиться, поэтому не все у него получится сразу. Что- то потребует больших усилий и времени. Ему поможет в этом ваша уважительная уверенность в нем, терпение, одобрение, практическая помощь.
  • Режим дня – важный фактор профилактики дезадаптации. Однако, старайтесь формировать новый школьный режим дня, отличный от режима дня дошкольника, постепенно.
  • Максимальное время для подготовки уроков – полтора часа.
  • Следите за правильной осанкой школьника, регулярно практикуйте физкультминутки, позволяйте реализовать двигательную активность. Ранец должен быть удобным и не слишком тяжёлым. Детям разрешено носить груз, не превышающий 10% собственного веса.
  • Первый год обучения в школе не стоит совмещать с кружками и секциями.
  • Рабочее место должно быть удобным, хорошо освещённым.
  • Постепенно ограничьте просмотр телепередач и игр за компьютером.  Питание должно быть регулярным и полноценным.
  • Здоровый  сон должен составлять  не менее 9-10   часов.
  • Не игнорируйте жалобы ребенка  на самочувствие, это может быть следствием переутомления, а значит признаком дезадаптации.
  • Родителей должны насторожить признаки переутомления, сигнализирующие о дезадаптации: жалобы на самочувствие, снижение или повышение аппетита, беспокойный сон, бледность, навязчивые движения: подергивание мышц лица, нервные покашливания, раскачивание,  обкусывание ногтей, появляются запинок в речи, дневная сонливость плаксивость и др.           
  • Сохраняйте традицию совместного отдыха, практику занятий, не имеющих прямого отношения к школе. Читайте сказки перед сном, играйте, вместе ходите в кино, в парк и т.д. У ребенка не должно сложиться впечатления, что из-за школы окончилось счастливое детство.

Ребёнок успешнее справляется с трудностями, если дома царит обстановка любви, тепла,  взаимного внимания. Он скорее добьётся успеха, если родители верят в него, стараются поддержать его самооценку, интересуются не только его учебными, но и прочими делами, внимательны и уважительны к его  чувствам и переживаниям. Ребёнок становится инициативным,  стремится к высоким достижениям, если родители ценят его усилия, поощряют , стимулируют  к успеху, помогают. Ребёнок легко заводит друзей, успешно, без потерь выходит из конфликтов, преодолевает препятствия, если родители внимательны к сообщениям ребёнка о его взаимоотношениях с одноклассниками, помогают добрым советом, защищают, поддерживают контакт с учителем и родителями других  детей.  

У ребёнка будет хорошее настроение на протяжении всего дня, если его разбудят в школу ласково,  без понуканий и спешки, правильно рассчитав время, если он будет уверен, что никогда не останется со своими трудностями один на один.

Желаю терпения и мудрости родителям первоклассников!

В добрый путь, малыш! Пусть на длинном и нелегком пути, на который ты вступаешь, ждут тебя чудесные открытия и приключения.  Пусть трудности будут преодолимы, победы радостны, пусть они помогут тебе стать сильным, уверенным, самостоятельным. Пусть тебя сопровождают умные и добрые взрослые, миролюбивые и веселые ровесники! В добрый путь!

Комментарии
Луиза Рябинина
Очень важно знать как помочь первокласснику преодолеть неизбежные трудности! Спасибо!
№1 | 30 мая 2025
Щербань Инесса Антоновна
Благодарю Вас❤️
№1 | 30 мая 2025
[ добавить комментарий ]